Сезонность в продажах проявляется очевидными колебаниями спроса, зависящего от внешних обстоятельств. Отследить эту зависимость можно через график продаж за последние пару-тройку лет. Если изменения показателей колеблются более чем на 20%, можно говорить о сезонности. Чтобы избежать убытков, нужно разработать стратегию развития интернет-магазина.
Основные причины сезонных изменений
- время года/погодные условия (зимний спортинвентарь востребован в осенне-зимний период/купальные принадлежности — в теплый сезон/школьные принадлежности — пик на август-сентябрь);
- праздничные даты (Пасха, Новый Год, майские каникулы);
- «застойные» периоды (сезон отпусков, январь-февраль).
Если онлайн-площадка реализует сезонные товары/услуги, то падение спроса оборачивается заморозкой средств в товарах на складе, при этом постоянные расходы остаются неизменными (аренда, коммуналка, зарплата).
Защита от сезонности
Стимулировать спрос и снизить расходы — основные рекомендации для компаний, находящихся в зоне риска. Как этого добиться:
- Запускать акции/распродажи для привлечения покупателей.
- Корректировать цены: в сезон делать повышенную наценку, в период спада применять пониженный коэффициент.
- Предлагать расширенный ассортимент, в том числе тот, который пользуется спросом круглый год.
- Иметь минимальный штат сотрудников, а в горячий сезон привлекать помощников на временную работу.
- Грамотно распределять бюджет на рекламные кампании: не тратить деньги на продвижение тогда, когда товар продает сам себя.
Эти рекомендации помогут свести убытки от сезонных колебаний к минимуму.