Разрабатывая комплексную стратегию развития сайта, обязательно нужно проводить анализ конкурентов. То есть компаний, которые работают в той же или смежной нише, и могут влиять на ваши продажи прямо или косвенно. Это позволяет грамотно определить УТП, продвигать свою компанию, разработать программы лояльности, работать с возражениями, превращая минусы в плюсы. Словом, определить точки роста и вектор маркетинговой активности.
Составление и изучение пула конкурентов
- Прежде, чем сформировать перечень конкурентов, нужно понимать границы рынка: районный, городской, региональный, межрегиональный, трансконтинентальный и т. д. Учитывая эти масштабы, выбираем конкурентов по направлениям, то есть компании, которые работают в аналогичной сфере.
Конкуренты бывают:
• прямые — закрывают ту же потребность теми же товарами/услугами;
• косвенные — работают с теми же потребностями, но закрывают их иными методами (например, лечат боли в спине не операциями, а физиопроцедурами).
По ним нужно собрать информацию: локация, ассортимент, уровень цен, сервис и дополнительные услуги, маркетинговая активность. - Сравнение товарных позиций/услуг, чтобы определить свои слабые и сильные места.
- Сравнение ценовой политики.
- Сравнение рыночных факторов: позиционирование, восприятие товара потребителем, оценка качества, как часто клиент покупает товар/услугу.
- Оценка маркетинговой активности в сети, чтобы понимать, откуда клиент приходит.
- Оценка затрат на продвижение.
- счетчик Liveinternet или сервис Similarweb — показывают трафик и откуда он;
- Spywords — трафик из поисковиков, приблизительные расходы на контекстную рекламу;
- Babkee – отзывы о брендах.
Важно изучить сайты конкурентов: рубрики, контент, функционал, которые могут влиять на конверсию сайта и лояльность пользователей.
Таким образом, систематический анализ конкурентов позволяет:
- строить план развития проекта в онлайне на всех этапах;
- выбирать эффективные каналы продвижения;
- повышать конверсию сайта.